ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от «___»______ 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ «Детский сад » Колокольчик» _________________ Ярагиева З.М-Р Приказ №_______ от «____»________2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МКДОУ «Детский сад»Колокольчик» на 2021-2022 учебный год 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка....................................................................................................................3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МКДОУ «Детский сад »Колокольчик»................5 1.2. Цель программы воспитания............................................................................................6 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания................8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ................11 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ...................................................11 2.3. Направления реализации программы воспитания....................................................................12 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы................................................15 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ................17 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы...............................17 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы...............................18 3.4. Календарный план воспитательной работы..................................................................19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МКДОУ «Детский сад »Колокольчик (далее - ООП ДО). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО). В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя три основных раздела: Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания; Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ; Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания. Программа воспитания содержит вариативные модули: Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни» Модуль 2 - «Экологическое воспитание» Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Модуль 4 - «Патриотическое воспитание» Модуль 5 - «Конкурсное движение» Модуль 6 - техническая направленность «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» 4 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Особенности воспитательного процесса в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Образовательный процесс в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» расположен в типовом здании, имеет один корпус по адресу Казбековский район, с.Калининаул , ул. Лермонтова ,д.3.Микрорайон является экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. Рядом с ДОУ находится общеобразовательная школа им.М-К Гаирханова. ДОУ имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия как с указанными образовательными организациями, так и с более удаленными, МКДОУ «Детский сад «Колокольчик ДОУ располагает базой: кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям. Основной целью педагогической работы МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в 5 реализации программы воспитания; партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия МКДОУ «Детский сад «Колокольчик», мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); в проведении мероприятий МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы МКДОУ «Детский сад «Колокольчик», так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др. 1.2. Цель и задачи программы воспитания Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 6 Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся: − в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний); − в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений); − в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел). Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников. В воспитании детей младшего дошкольного возраста Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности. Задачи: развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям; сформировать коммуникативную и социальную компетентности; развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни; – сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой; сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн). В воспитании детей старшего дошкольного возраста: 1. Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств. Задачи: обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества; воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма; углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни; сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов; 7 поощрять проявления морально-волевых качеств. 2. Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития детей. Задачи: Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Повышение педагогической культуры родителей. Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей – «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России». Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам) В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах: Портрет Гражданина России 2035 года 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно- нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России. Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее. 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке 4.Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Экономическая активность 8 Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья 7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах: 1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к 2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого правосознания. 3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии. 4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов. 5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след. 6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной деятельности. 7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и 9 эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке. 8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности. 9. Мобильность и устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и самосовершенствования. 10 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ 2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: − социально-коммуникативное развитие; − познавательное развитие; − речевое развитие; − художественно-эстетическое развитие; − физическое развитие. 2.2................................................................ Виды, формы и содержание деятельности Виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы организации деятельности игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; тематический модуль, коллекционирование, 11 чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, коллективное творческое дело, проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки. мастерская, клубный час, праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования, театрализованные игры, инсценировки. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле. 2.3. Направления реализации программы воспитания МОДУЛЬ 1 «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; - формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; - создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; - развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек; - предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; - использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; - содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. МОДУЛЬ 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание». Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанно- правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными 12 приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы. Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, города, сада. Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанноправильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественноэстетической, коммуникативной). Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. МОДУЛЬ 3 «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая. МОДУЛЬ 4 «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Гражданское воспитание включает: - создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, 13 равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. МОДУЛЬ 5 «КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик. 14 Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными. Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка. Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания: установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками; поддержка детской инициативы и самостоятельности; добровольное участие детей в конкурсах; поиск новых увлечений и раскрытие способностей. Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач: конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования. МОДУЛЬ 6 ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» Основной целью модуля является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придаёт занятиям одухотворенность. Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности. 2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» являются: 1. принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и 15 к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МКДОУ «Детский сад «Колокольчик». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МКДОУ «Детский сад ».Колокольчик» Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых мероприятий ДОУ; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МКДОУ «Детский сад »Колокольчик» является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу 16 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих: − обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметнопространственной среды; − оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания; − создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО; − современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; − наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания; − учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, − в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах: − неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения − конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; − создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без − которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; − системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. 17 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО). 3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год. 18 3.4. Календарный план воспитательной работы МКДОУ «Детский сад » Колокольчик» на 2021-2022 учебный год Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация» Срок проведения Формы работы Младший возраст Средний возраст Старший возраст Трудовые поручения «В гостях у Мойдодыра» Убираем игрушки «Разговор о профессиях» Труд в уголке природы Почему родители ходят на работу? Помоги накрыть на стол Наблюдение за трудом взрослых Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом кастелянши Дидактические игры «Кто что делает?» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Декабрь Экскурсия В магазин В Сбербанк Январь Игровые обучающие ситуации Кто работает в детском саду? «Вымоем посуду» «Купаем кукол» «Покажем малышам как ухаживать за растениями» Февраль Встреча с людьми интересных профессий «Есть такая «Есть такая профессия – Родину профессия – Родину защищать» защищать» «Есть такая профессия – Родину защищать» Март Фотовыставка «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» «Профессии моей семьи» Литературная гостиная «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» «Стихи о профессиях» Сентябрь Беседа Октябрь Ноябрь 19 Апрель Просмотр мультфильмов, развивающих видео Театрализованная деятельность «Три кота» сборник серий о профессиях «Парад профессий» «Почему родители работают?» Навигатум «Каллейдоскоп профессий» Навигатум Май Тематические мероприятия Музыкальное развлечение «День труда» Музыкальное развлечение «День труда» Музыкальное развлечение «День труда» Июнь Сюжетно-ролевые игры «Магазин» «Птицефабрика» Туристическое агентство «Огни Поволжья» Июль Трудовые поручения Кормление птиц Уборка в песочнице Уборка на участке Август Продуктивная деятельность Создание альбома «Кем работают наши мамы» Создание лэпбука по Создание лэпбука «Профессии моей «Профессии моего семьи» города» 20 Модуль «Патриотическое воспитание» Срок проведения Сентябрь Октябрь Младший возраст Средний возраст Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Сюжетно – ролевая игра Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина?» «Моя семья» Развлечение «Праздник дружной семьи». Дидактическая игра Развлечение «Праздник дружной семьи». Дидактическая игра «Мой адрес» «Мой адрес» Мое село– Калининаул Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Мое село- Калининаул Народные игры, фольклор Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» Ноябрь Старший возраст Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Фестиваль творчества «Мы едины- и непобедимы» (декламация, вокал, хореография, рисунки) Развлечение «Семья – дороже всего» Виртуальная экскурсия в краеведческий музей «Памятники и достопримечательности родного города» Оформление фотовыставки «Мои бабушка и дедушка» к Международному Дню пожилого человека Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» (декламация, вокал, хореография, рисунки) 21 Декабрь Январь «Моя Родина – Россия» «Моя Родина – Россия» Оформление экспозиции фотографий «День матери» Оформление Оформление экспозиции рисунков и фотографий экспозиции фотографий «Сердце матери лучше солнца греет» «День матери» «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор «Русский народный костюм» Дидактическая игра «Украсим костюм» «Как жили наши предки» Посещение «избы» «Культура и традиции русского народа» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор «Культура и традиции русского народа» Фотоотчет о проведении новогодних праздников в детском саду и семье. Фотоотчет о Фотовыставка о проведении новогодних проведении новогодних праздников. праздников в детском саду и семье. «День знаний о «День знаний о промыслах России» промыслах России» Оформление выставки Оформление выставки «Мастера земли русской» «Мастера земли русской» «Дымковская игрушка» Оформление выставки «Мастера земли русской» «Моя Родина – Россия» «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор 22 Февраль «Народы нашей страны» Дидактическая игра «Народы России» Март Дидактическая игра «Народы России» «Мир вокруг нас» Беседа о разных странах и их жителях. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец». Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии Праздник «Будем в армии служить…» стихи, песни, фотографии Праздник «Наша Армия родная» стихи, песни, фотографии «Наши мамы и бабушки» «Наши мамы и бабушки» «Мамочка любимая» Изготовление альбома Стихи, песни Праздник 8 Марта Апрель «Народы нашей страны» Изготовление альбома Стихи, песни Изготовление альбома Стихи, песни Праздник 8 Марта Праздник 8 Марта «Люби и знай родной свой край» «Люби и знай родной свой край» «Люби и знай родной свой край» Викторина «Назови сказки» Викторина «Назови сказки» «День космонавтики» Просмотр мультфильма «День космонавтики» «День космонавтики» Экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Экскурсия на место приземления Ю.Гагарина Конкурс знатоков родного края 23 Май Конкурс проектов «Парки и скверы города» Конкурс проектов «Природа России» Конкурс проектов «Природные богатства России» Праздник Праздник Праздник «День Победы» «День Победы» «День Победы» «Их подвигам гордятся внуки» Литературные чтения «Их подвигам гордятся «Их подвигам гордятся внуки» «Панорамы боевых действий» внуки» Литературные моделирование чтения «Бессмертный полк» «Бессмертный полк» «Люди, прославившие Россию» «Люди, прославившие Викторина Россию» «Бессмертный полк» «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям» Викторина Июнь Спортивное развлечение «День России» Спортивное развлечение «День России» Июль Праздник «Мама, папа, Я – наша дружная семья Конкурс детского творчества «Мой Дагестан» Праздник «День семьи» Праздник «День семьи» Август Срок проведения Сентябрь Ранний возраст Фото-конкурс «Как я провел лето» Конкурс детского творчества «Мой Дагестан» Спортивное развлечение «День России» Конкурс детского творчества «Мой Дагестан» Модуль «Конкурсное движение» Младший возраст Средний возраст Фото-конкурс «Как я провел лето» Старший возраст Фото-конкурс «Как я провел лето» 24 Октябрь Ноябрь Декабрь Конкурс детского творчества Конкурс детского творчества «Осенняя «Осенняя фантазия» фантазия» Конкурс поэзии Конкурс поэзии Расула Расула Гамзатова Гамзатова Конкурс на лучшую Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку новогоднюю игрушку «Мастерская Деда «Мастерская Деда Мороза» Мороза» Конкурс детского творчеств «Осенняя фантазия» Конкурс поэзии Расула Гамзатова Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза» Январь Фестиваль конструирования Фестиваль конструирования Конкурс детского творчества «Вдохновение- Зима» Февраль Конкурс детских рисунков «Папа может всѐ!» Конкурс детских рисунков «Папа может всѐ!» Конкурс детских рисунков «Папа может всѐ!» Март Конкурс «Красота Божьего мира» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» Апрель Май Июнь Июль Конкурс «Красота Божьего мира» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» «Мы – наследники Победы» «Мы – наследники Победы» Конкурс рисунков на Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветные асфальте «Разноцветные ладошки» ладошки» Конкурс «Красота Божьего мира» Фото-конкурс «СУПЕР-семейка» Фото-конкурс «СУПЕР-семейка» Фото-конкурс «СУПЕР-семейка» Конкурс детского творчества «КосмоSTAR» «Май. Весна. Победа» Конкурс рисунков на асфал «Разноцветные ладошки» 25 Август Участие в мероприятии , посвященный к 100 летию Дагестана Участие мероприятии, посвященный к летию Дагестана в Участие в мероприятии, посвященный к 100 летию Дагестана 100 26 Срок Ранн Младший возраст проведения ий возра ст Сентябрь Октябрь Аппликация «Бабочки» Модуль «Экологическое воспитание» Средний возраст НОД «Растения леса» Старший возраст Экскурсия «Деревья осенью» Сезонные выставки творческих работ «Что нам осень принесла?», «Урожай у нас хорош», «Зимняя мастерская Деда Мороза», «Весенняя капель», «Прилетели птицы», «Удивительные насекомые» Занятие «Знакомство с Изготовление подарков из Изготовление подарков из природных корнеплодами репы и природных материалов к материалов к празднику моркови» празднику «День пожилого «День пожилого человека» человека» Ноябрь Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо» Театрализованное Театрализованное Наблюдение за погодными явлениями развлечение «День птиц» развлечение «День птиц» Декабрь Беседа «Братья наши меньшие», Театрализованное представление «Как муравьишка домой спешил» Изготовление Занятие «Украсим елку снегом» Изготовление кормушки для птиц кормушки для птиц Чтение экологических сказок о воде: История одной Капли (грустная сказка о воде), Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды), Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды), История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка), Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка). Январь Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Акция «Покорми птиц» Февраль Занятие «Заяц и волк — лесные жители» Наблюдение «Какие Экспериментирование воробьи? Какие вороны?» со снегом и льдом 27 28 Чтение сказок: Март История одной Елочки (Экологическая сказка), Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка). Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Акция «Берегите лес» Чтение художественной литературы: Е.И. Чарушин «Никитаохотник», Почему у земли платье зеленое А. Лопатина, Кто землю украшает А. Лопатина, Могучая травинка М. Скребцова Изготовление листовок «Берегите воду!» (22 марта Всемирный день воды) Апрель Май Июнь Дидактическая игра «Кто живет в лесу?» Цикл наблюдений за цветущими растениями на территории детского сада. Акция «Каждую соринку – Акция «Каждую в корзинку!» соринку – в корзинку!» Акции «Посади дерево», тематическое занятие «День Земли» Беседа «Как беречь природу?» Цикл наблюдений за Цикл наблюдений за цветущими растениями цветущими растениями на территории детского на территории детского сада. сада. Чтение экологических сказок о мусоре: Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка), Маша и Медведь (Экологическая сказка), Нет места мусору (Экологическая сказка), Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка). Экологооздоровительный праздник. Развлечения на Экологооздоровительный Экологооздоровительный темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние праздник. Развлечения на праздник. Развлечения на животные» и др темы «Зоопарк», «Наш темы «Зоопарк», «Наш огород», «Домашние огород», «Домашние животные» и др животные» и др Участие в семейном флэшмобе «Зеленое лето» Июль Участие в проекте «Эколята-дошколята» Август Праздник Дня защиты окружающей среды «Бесценная и всем необходимая вода» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Участие в проекте «Эколята-дошколята» Сбор листьев с деревьев и Сбор листьев с деревьев кустарников, изготовление и кустарников, гербария. изготовление гербария. 29 Модуль «Основы здорового образа жизни» Срок проведения Ранний возраст Младший возраст Беседа «Чумазый мальчик» Средний возраст Беседа «Я и моѐ тело» Старший возраст Беседа «Личная гигиена» Чтение художественной литературы Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Бяльковская «Юля – чистюля», З. Александрова «Купание», потешки «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» Игровая ситуация «В гостях Игровая ситуация «Как Сюжетно-ролевая игра у Мойдодыра» привести себя в порядок» «Аптека» Октябрь Подвижная игра «Красный,желтый, зеленый» Игровая ситуация «Помоги зайке перейти дорогу» Ноябрь Декабрь Подвижная игра «Красный,желтый, зеленый» Подвижная игра «К своим знакам» Игровая ситуация «Едем в Игровая ситуация автобусе» «Однажды на улице» Спортивное развлечение Спортивное развлечение «Мама, папа, я - спортивная «Мама, папа, я семья!» спортивная семья!» Спортивное развлечение «Мама, папа, я спортивная семья!» Дидактическая игра «Кому что нужно?» Дидактическая игра «Покажи правильно» Дидактическая игра «Если кто-то заболел» Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в медицинский кабинет Экскурсия в медицинский кабинет Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Е. Шкловский «Как лечили мишку», Т. Волгина «Два друга» 30 Январь Игровая ситуация «На игровой площадке» Игровая ситуация «Поведение с незнакомыми людьми» Игровая ситуация «Один дома» Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. Толстой «Буратино», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси» Февраль Беседа «Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты» Дидактическая игра «Разложи на тарелках полезные продукты» Проектная деятельность «Где хранятся витамины?» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» ОЭД «Посадка лука» Просмотр мультфильмов Смешарики «Азбука здоровья» серия «Правильное питание» Март Беседа «Спички не тронь, в спичках огонь» Театрализованная деятельность Беседа «От чего происходят пожары?» Игровая ситуация «Если возник пожар?» Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом» 31 Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цыферов «Жил был на свете слоненок», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Е. Хоринская «Спичка - невеличка» Апрель Май Социальная акция «Дети не умеют летать!» День Здоровья День Здоровья День Здоровья Экскурсия на городской стадион Просмотр кукольного спектакля «Незнайка на улицах города» Просмотр мультфильма «Смешарики», «Азбука безопасности» Викторина «Правила дорожные детям знать положено» Чтение художественной литературы Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход», С. Михалков «Дядя Степа милиционер» Июнь Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» Дидактическая игра где растѐт?» Июль Август «Что Летняя школа безопасности «Осторожно, насекомые!» Дидактическая игра Беседа «Как вести себя на «Съедобное - несъедобное» природе?» Летняя школа Летняя школа безопасности «Безопасность безопасности «Осторожно, на воде» насекомые!» Просмотр мультфильмов Смешарики на воде, Спасик и его команда Летняя школа безопасности «Безопасность на дороге» Конкурс рисунков «Школа светофорных наук» Экскурсия к перекрѐстку 32 Модуль «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Срок Старший возраст проведени я Сентябрь Знакомство с конструкторами LEGO, организация рабочего места.Техника безопасности Октябрь «Конструирование по замыслу» LEGO Ноябрь «Я и моя мама» Моделирование фигур людей Декабрь «Животные в зоопарке» Январь «Дом, в котором мы живем...» Февраль «Построим фургон для доставки одежды и обуви в магазины» Март «Просмотр видео презентации «Роботы в жизни человека» Апрель «Ветряные мельницы» Май «Конструирование по замыслу» Июнь «Ветровая электростанция» Июль Коллективная работа «Водопад» Август Изготовление моделей для съёмки мультфильма LEGO 33 34